Galileo

У выпускников-археологов в дипломе значится специальность «История»

Такое видение проблемы сформировалось в течение двух последних десятилетий. Ранее было распространено суждение, что археологические памятники являются составной частью историко-культурного наследия и их не следует отделять от других разновидностей памятников истории и культуры. Но ведь и не предполагается отрыва археологического наследия от историко-культурного наследия. Речь идет об организации особой государственной системы, обеспечивающей выявление памятников археологии и организацию их раскопок. Важно не забывать, что раскопки, хотя и строго научные по современным меркам, тем не менее, ведут к уничтожению памятника или его части. Масштабы проводимых исследований на памятнике должны строго регулироваться разумной потребностью научного поиска или потребностью проведения аварийно-спасательных работ, сохранения археологического наследия.

Сейчас термин «археологическое наследие» уже широко звучит в обиходе. А еще в конце прошлого века (восьмидесятые годы) устойчиво было словосочетание — историко-культурное наследие. Сказанное по-другому встречали как противопоставление. Поэтому и вышедшую в те годы книгу мне пришлось назвать осторожно: «Археология… Наследие» (1988). А семь лет спустя вышла книга уже с более смелым по тем времена названием — «Археология и археологическое наследие». Она дополняла и развивала взгляды на нашу науку. Теперь, я думаю, настала пора подготовить учебное пособие, которое будет называться просто — «Археологическое наследие». Накоплен достаточно большой опыт и в общетеоретическом плане и в практической работе.

- Многие разделяют вашу точку зрения?

- Я думаю, достаточно сослаться на два последних события. Недавно комиссия Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия рекомендовала Федеральному собранию РФ совместно с правительством страны включить специальность «археология» в Перечень направлений (специальностей) высшего специального образования. Тогда же предложено увеличить сроки прохождения практики студентами высших учебных заведений с двух недель до трех-четырех.

А в ноябре 2006 года в решение Всероссийского археологического съезда включено обращение к Администрации Президента РФ, Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ с просьбой открыть специальность «Археология» в системе высшего государственного образования. Выступавшие на съезде подчеркивали, что это задача злободневная. Поднимали вопрос и о создании государственной службы охраны памятников археологии. Когда она будет создана, возникнет необходимость государственного заказа учебным заведениям на подготовку специалистов-археологов.

- В чем специфика подготовки археологов?

- На колоссальных пространствах нашей страны расположено огромное количество археологических памятников, значительно отличающихся друг от друга, способных много «рассказать» грамотному специалисту об истории разных народов. Умение качественно исследовать подобные свидетельства прошлого требуют больших знаний и внимания. Археологические древности должны рассматриваться в системе исторической науки, в тесной связи с нею. Другая сторона нашей профессии — охрана памятников. И не просто охрана, а сохранение культурного наследия, популяризация его, а значит, научное изучение, в том числе и раскопки, хотя они и разрушают памятники, как бы правильно ни копали.

01.01.2012

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Доверяете ли вы заявлениям Великобритании о причастности РФ к отправлению Скрипаля?

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов

Отзывов на сайте: 4266
Вчера: 8. Сегодня: 4