Galileo

«Жизель» сломала Ростову комплекс провинциальности

Наш город, наблюдая 25 лет за строительством музыкального театра, мечтал о его завершении. Театр стоит. Трудно было представить в нём появление оперы. Она живёт уже второй сезон. Совсем невероятно было мечтать о рождении в новом здании балета. Есть балет! Низкий поклон главному ростовскому мечтателю – художественному руководителю Вячеславу Кущеву.
Пока один – «Жизель» – но настраивающий на аристократизм вкуса, без революционной горячки. Канонический балетный романтизм, без экстремальности и грандиозности сюжета. «Вертикальный» танец на пуантах, без модернистского спора между Сциллой сложности танцевального, хореографического балета и Харибдой простоты сюжетного, пантомимного «драмбалета». Заслуженный артист России Олег Корзенков поставил спектакль мягкий, лирический, напоённый воздушными вариациями лейт-тем. Ростовская редакция, возможно, и лишена во втором акте сложного драматического контекста мщения – восстания кордебалета вилис (ведьмы – невесты, умершие до свадьбы), но наполнена чувственной поэтикой первой любви нежной Жизели (заслуженная артистка России Т. Предеина) и графа Альберта (Ю. Корзенков). В принципе, это продолжение линии М. Петипа, превратившего в 1882 танец фурий-вилис в призрачные бесконечные pas glisse (скольжения) в арабесках, которые придают им плавный полёт ночных видений, а среди них трогательно-горестные метания влюблённых. Альберт, посетивший это кладбище надежд, духовно прощён погибшей и её нынешними подругами. Любовь опять победила смерть. Нежная Жизель в великолепном исполнении Т. Предеиной не стала мстительной тенью.
Я готова петь осанну создателям балета. Но… «давайте тихонько, давайте вполголоса» пока помечтаем, что это не последний балет в Ростове. И команда тружеников-мастеров из Москвы, приехавшая в наш город рушить комплекс провинциальности балетной труппы Музыкального театра, останется здесь навсегда. Психологи знают, как трудно убирать комплексы. У Ж. Кокто был любимый анекдот, который он рассказывал всем творцам. На Страшном суде Бога-отца спрашивают: «А как вы объясните крушения поездов?» Господь Бог задумывается надолго. В конце концов бросает: «Крушения поездов не объясняют, их переживают!». Если представить событие, свершившееся в Музыкальном театре, – по силе переживаний оно вполне сопоставимо с крушением поезда. Два с половиной месяца «переживали» танцовщики кордебалета и учились одержимости танца, одержимости балета у балетмейстера-репетитора Елены Ивановой. Чтобы мы, зрители, могли по достоинству оценить дневной первый акт, стремительный и быстрый, аллегро праздника радости и даже аллегро катастрофы (сумасшествия Жизели). А во втором – погрузиться в хореографический ноктюрн-дивертисмент гордыни классического арабеска. Художник-постановщик балета Сергей Бархин, бывший главный художник Большого театра, известный неожиданностью решений сценических образов спектаклей, в данном случае не стал нарушать заложенный в языке балета академизм. Простые живописно-кулисные декорации призваны только подчеркнуть атмосферу пасторального первого акта и загадочно-мифологическую – второго. Им вторят и костюмы Натальи Земалиндиновой, жанровые вначале и монохромно-белотюниковые (так называемый «белый балет») в конце. Метаморфоза колористического перерождения «картинок» балета от живописности к ночной монохромности традиционно навевает таинственную обрядность построения композиции второго акта.
Магия «Жизели» неотделима от музыки А. Адана (да простит меня театр, но так привычнее). Оркестр под управлением Андрея Галанова нашёл скорбно-лирические и вместе с тем экономные средства в помощь мелодической ритмике хореографии. Попасть ногами в такт музыке – самая большая проблема любого многофигурного кордебалета – в том спектакле, что я смотрела, была благополучно преодолена. Погрешности, если они и были, в глаза не бросались. Для молодой труппы это дорогого стоит.
Итак, свершилось: в новый век – с новым театральным жанром! Особую благодарность за это суперсобытие хочется выразить директору балета Александру Иванову, раскрутившему сложнейший механизм спектакля. Управлять им непросто. Но А. Иванов принадлежит к той категории людей, что «жить торопятся и чувствовать спешат». Из его творческого портфеля уже выглядывают идеи новых спектаклей. А город… город должен, просто обязан помочь балету.

12.12.2014

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Какими должны быть отношения между Россией и Украиной?

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов

Отзывов на сайте: 4090
Вчера: 0. Сегодня: 0