Galileo

Юрий Шишкин: Гладиатор с баяном

Застать дома Юрия Шишкина, лучшего баяниста России, а может быть и мира, очень трудно. Он то уезжает в столицу на представительный конкурс, то за границу с гастролями, а то и отправляется с концертом… в детский сад. У звезды мировой величины нет звёздной болезни, для него лучший зритель – тот, кто любит музыку.

– Юрий Васильевич, вам не бывает порой обидно, что вас отдали на баян, а не на скрипку, к примеру?

– Нет, не бывает. Хотя, признаюсь, в начале своего ученичества я противился музыке как мог. О! Это было сплошное мучение! Отец лупил меня, но ничего не помогало. Я был необузданным. А взрослые видели во мне талант. В конце концов я, участвуя в конкурсах и побеждая, почувствовал вкус победы. В этом есть что-то гладиаторское, когда боец, попробовав, уже не может жить без поединка. А к вопросу о скрипке… Да, скрипка элитарна, ей уже пятьсот лет. А классическому баяну всего-то чуть больше шестидесяти. О нас даже нет до сих пор ни одного анекдота, как о скрипачах, к примеру, или пианистах. Баян ещё смешон сам по себе. Однако в этой его юности – большой потенциал. Кстати, среди американцев проводился опрос о наиболее популярных и перспективных инструментах планеты. На первом месте, по их мнению, баян, затем – гитара и фортепьяно…

– Но, наверное, всё-таки для некоторых стран баян – это экзотика. Приходилось ли вам быть первым баянистом в какой-либо стране?

– Первым классическим баянистом – да, приходилось. Классическим в том смысле, что я почти не играю народную музыку… Мне запомнился концерт в Коста-Рике. С тамошним симфоническим оркестром я играл рапсодию в стиле блюз. Так вот, во время выступления музыканты заглядывали по очереди через моё плечо: где там у этого русского спрятан магнитофончик? Они не верили, что баян способен сравниться с фортепьяно. Первым я был и в Китае. В общем-то, аккордеонистов и баянистов там как собак нерезаных. У них с этим очень смешно получилось. Когда Хрущёв заявил: «Не нужно нам профессиональное искусство, а нужно самодеятельное», китайцы в угоду Никите Сергеевичу всех пианистов пересадили на аккордеон и баян. Меня пригласили в 91-м. «Первому – всё!» – решили они. Меня возили в правительственном лимузине с флажками наших государств, устраивали встречи с министром культуры, общение с тружениками на заводах и фабриках. В конце дали торжественный банкет… Китай – это удивительная страна. Я был там на международном концерте в июле прошлого года. Пекин не узнать. Да им и не нужны годы на перемены: утром просыпаешься в гостинице – видишь напротив два этажа нового здания, которых вечером ещё не было. Самое интересное – китайцы не успевают сами перестроиться! На концерте меня поразило: двое зрителей поговорили по мобильным телефонам, а затем слили друг другу на руки из бутылки с минералкой. Просто помыли руки – тут же, под ноги, в концертном зале! Но ещё больше я был поражён, когда тысяча китайцев на сцене синхронно нажимали и отпускали кнопки на баянах. Это вызывает трепет и ужас. К их бы дисциплинированности и старательности ещё и хороших педагогов – они подомнут мир… Моё выступление было признано лучшим. На прощальном ужине хозяева провозгласили тост «за силу русского оружия». Получается, авторитет своей страны можно завоёвывать и при помощи «смешного» баяна.

– Юрий Васильевич, в чём вы выходите на сцену?

– В смокинге.

– Извините, а это не кажется смешным – мужчина в смокинге и с баяном?

– Нет, нисколько. Это строгий чёрного цвета инструмент, довольно дорогой кстати. Как выразился один таксист, «да ну, ты гонишь – 8 тыщ баксов!».

– Вас не приглашают играть перед сильными мира сего?

– Несколько раз меня зазывали настойчиво – выступить перед высокими чиновниками. Но я всякий раз отказывал. Просто я наслышан от своих друзей – баянистов и балалаечников, для чего мы им нужны. Они будут пить, а я буду играть русскую плясовую. Они не понимают, что баян – это и Бах, и даже сложный Шнитке.

– Как вы относитесь к поп-музыке?

– Знаете, с кем из поп-артистов мне очень хотелось бы пообщаться? С Майклом Джексоном. И, мне кажется, такая встреча может получиться. Его продюсер по Европе Манфред Франк (он занимался также Родом Стюартом, Брюсом Спрингстином) сам вышел на меня с предложением записать компакт-диск классической музыки. Его выпустили в Германии. Франк тут же насел на меня: «Нужно записать диск рождественских песен, потом – “Битлз”». Так делают, когда лепят звёзд из музыкантов, играющих на «нераскрученных» инструментах. Чтобы тебя полюбила Америка и Европа, нужно исполнить на баяне «Мишель» и «Джингл белл». Но я не хочу так – играть всё, чтобы публика меня заметила. Я, попробовав тонкой пищи, не смогу есть гороховый суп. Я хочу отвоёвывать слушателя у других инструментов с помощью того, что уже есть у баяна.

29.11.2014

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Какими должны быть отношения между Россией и Украиной?

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов

Отзывов на сайте: 4060
Вчера: 2. Сегодня: 0