Galileo

Икона свт. князя Бориса в Ростовском музее ИЗО

Святой благоверный князь Борис смотрит на нас с древней иконы, спасённой подвижником-ростовчанином из брошенного храма в Архангельской губернии. Эта икона — жемчужина Ростовского музея изобразительных искусств.

Князья Борис и Глеб, сыновья Владимира Святого, были первыми, кого причислила к лику святых молодая Русская церковь. Тогда же, в XI веке, признала русичей братьев-князей и Византия. С тех самых пор ставят на Руси храмы святым благоверным князьям Борису и Глебу, пишут их образы и почитают заступниками Земли Русской. В трудные времена первой половины XVII века создал неизвестный нам иконописец образ князя Бориса для храма во имя святых братьев, который построили в земле Архангельской. Особенности иконы указывают на то, что она когда-то для именного храма создавалась. Ведь место для такого образа — деисусный чин, где располагаются иконы Спасителя, Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов, архангелов и особо чтимых святых.

В Ростов князь Борис попал благодаря подвижнику-собирателю Григорию Пьянкову. Ещё в пятидесятые годы он, выезжая со студентами на пленэр, не мог пройти мимо икон, превращённых неверующим поголовьем в подставки под сковородки, ставни, крышки для сундуков или брошенных вместе с храмами гнить и разрушаться. Немало шедевров древнерусской живописи дожили до наших дней благодаря Григорию Пьянкову. А ведь в те времена за такой энтузиазм вполне могли и срок дать. Несколько икон из собрания Григория Пьянкова были подарены Ростовскому музею изобразительного искусства. Сегодня они служат украшением отдела древнерусского и русского искусства. А образ князя Бориса — жемчужина экспозиции.

Заведующая отделом древнерусского и русского искусства музея ИЗО Галина Долгушева считает, что икона в полной мере соответствует описанию князя Бориса в летописных источниках: “Ростом высок, станом тонок, лицом красив, взглядом добр, борода и усы малы, ибо молод ещё”.

— Облик юного князя на иконе пронизан глубокой печалью, благородством и особой мягкостью. Этим чувствам вторит само иконное письмо: неспешный, величаво-спокойный ритм плавных линий силуэта, предельная строгость и достоинство в выражении чувств. Это, скорее, портрет, выполненный в традициях канонического письма, — говорит Галина Ивановна.

И действительно, князь Борис изображён как светский человек: в парчовой шубе с золотым шитьём, украшенной жемчугами, в круглой шапке, отороченной собольим мехом, и в красных сафьяновых сапогах. Это необычно, ведь всегда святых князей иконописцы изображали одетыми по византийской моде, характерной для Киевской Руси XI века.

Братья Борис и Глеб неразлучимы и в православии, и в любви народной. Жаль, что не дошёл до нас образ князя Глеба из покинутого храма в Архангельской губернии. Смотрит с иконы князь Борис, и кажется, что выражает взгляд его ещё и ожидание: “Где брат мой, Глеб?”

29.11.2014

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Какими должны быть отношения между Россией и Украиной?

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов

Отзывов на сайте: 4059
Вчера: 0. Сегодня: 0