Galileo

Директор школы — хозяйка «каменного цветка»

Её называют «генералом в юбке», «железной леди», ею восхищаются, ей завидуют. Многие считают, что она родилась под счастливой звездой и поэтому у неё всё так легко получается. А кто же такая на самом деле лауреат премии «Человек года г. Ростова-на-Дону–2000», директор одной из лучших в городе школ – школы N 27 – Мария Краснова?

– Мария Петровна, часто так бывает, что новая школа, простояв всего год-два, становится старой, грязной и обшарпанной. А ваша 27-я, которую в народе окрестили «каменный цветок», уже пять лет выглядит как новенькая. Как вам это удаётся?
– Почему-то именно этот вопрос никому не даёт покоя. Мне его всегда задают. Даже мэр города, приехав к нам в прошлом году, искренне удивился: «Я ожидал увидеть здесь разрисованные стены и разбитые окна, а увидел школу ещё лучшую, чем та, которую мы построили пять лет назад!» Мне как директору постоянно приходится бороться с издержками менталитета русского человека. Многие дети, как, впрочем, и их родители, не научены пользоваться простым туалетом, они не знают, что надо мыть руки перед едой. Нам приходится тратить большие деньги, чтобы в туалетах всегда была бумага, а на раковинах мыло, как в Европе. Если кругом идеальная чистота и комфорт, ребёнок сам будет поддерживать порядок. Я считаю, что в школе должна быть и собственная униформа. Особая одежда, как и мундир военных, очень дисциплинирует. Да и пословицу о том, что встречают по одёжке, ещё никто не отменял. Я по себе сужу. Когда ты одета красиво, то чувствуешь на себе восхищённые взгляды мужчин.
– Какими же мерами вам удалось внедрить порядок в школе? Понятно же, что одни только увещевания ребёнок слушать не будет.
– Мы слишком привыкли к словам «меры» и «мероприятия». Это неправильно. Надо создавать условия, чтобы ребёнок сам поступал так, как нужно. Мы много говорим. За нашими плечами целые рюкзаки с теорией, жаль только, что до дела редко когда доходим. Часто получается, что работаешь с детьми, но не для детей – парадокс какой-то. Сейчас много говорится о личностно ориентированном образовании, но где механизм его применения? На деле образовательный процесс в школе зачастую как был, так и остаётся традиционно трансляционным. Мало того, целостную картину мира разбили на отдельные предметы, и каждый преподаватель стремится отхватить себе кусок побольше. Поэтому образовательный процесс так сильно растянулся во времени.
– Вы часто участвуете в конференциях и семинарах, ездите на стажировки за границу. Вы, наверное, сторонник западной интенсивной модели образования?
– В любой образовательной системе есть свои недостатки. Мало кто знает, что после окончания хвалёных американских школ далеко не все дети умеют… читать. Нам прежде всего надо оставаться патриотами своей Родины. Когда в составе делегации российских учителей я была в Штатах, вместе с нами оказались и украинские педагоги. Было невыносимо стыдно слышать, как они просили заокеанских дядей хоть чем-то помочь, потому что, дескать, Украина 80 лет была под игом Москвы. Удивительный мы народ – часто и быстро всё ломаем, а потом по крупицам собираем. Американцы говорят, что демократии ещё нет даже у них, и что это, собственно, такое – никто не знает. А мы разве знали, что такое коммунизм?
– Бог с ней, с политикой. Вы лучше признайтесь честно: легко ли быть женщиной-директором?
– Женщина-директор, генерал в юбке – это страшно. Всё, что можно делать по дому, делает муж. Мы просто поменялись ролями. Огромное спасибо ему, что он меня понял и поддержал. Если ты хочешь, чтобы твоя школа была хорошей – будь здесь по субботам, в будни до 21.00. Обычно родители могут прийти в школу только после работы – надо быть к этому готовым. Приходится быть хорошим дипломатом, чтобы общаться с 1800 детей, да ещё и с их родителями. Когда ко мне приходит папы или мамы учеников, я могу вести с ними разговор на любые темы и только постепенно перехожу к проблемам их ребёнка. Иногда приходится выступать и в роли диктатора. Я никогда не принимаю участие в родительских собраниях, если заранее к ним не подготовлюсь. Сначала я переговорю с несколькими родителями, узнаю их точку зрения, попытаюсь сделать их своими союзниками и только потом смело иду на собрание.

В душе я, наверное, медик. Могу поставить диагноз любому больному с большой точностью. Люблю читать медицинскую литературу. Однажды, когда я со школьниками была на практике в Багаевке, девочке стало плохо. Приехавший доктор очень удивился, когда я ему заявила, что у ребёнка аппендицит. Он изумился ещё больше, когда мой, а не его, диагноз подтвердился. Кроме того, я математик, так как окончила мехмат Краснодарского университета. Всегда по жизни была лидером, в классе – бессменным старостой. Мне даже кличку придумали соответствующую: Старуха…

12.12.2014

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Какими должны быть отношения между Россией и Украиной?

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов

Отзывов на сайте: 4048
Вчера: 1. Сегодня: 1