Galileo

«Аленький цветочек» вместо спектакля по Достоевскому

В ростовском драматическом театре имени Максима Горького состоялась премьера спектакля «Очаровательный сон князя К.» по мотивам повести Фёдора Михайловича Достоевского «Дядюшкин сон».

Отбывая срок по делу петрашевцев, Фёдор Михайлович вообще-то хотел написать водевиль о провинциальных нравах. Он долго вынашивал замысел, но разродился в конце концов двумя повестями. Первая – это как бы «Ревизор» наоборот (в захолустный город приезжает князь, и его хотят окрутить, воспользовавшись тем, что князь пребывает в маразме, но юридически пока дееспособен), а «Село Степанчиково и его обитатели» – это злая пародия на личность Гоголя времён «Избранных мест из переписки с друзьями».
Сатирические повести периода семипалатинской ссылки «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково…» очень сценичны. Повествование линейно, философских отступлений или потока сознания нет, объём невелик… Это вам не поздний Достоевский, гнавший философическую прозу томами. И всё же режиссер Жанна Виноградова, приехавшая в Ростов ставить спектакль, убедительно показала, что сценичность прозы ничего не значит. Настоящий режиссёр, самовыражаясь, поставит всё с ног на голову и выдаст в конце концов нечто такое, что к литературному первоисточнику будет иметь косвенное отношение, и человек, предварительно не ознакомившийся с первоисточником, многого не поймёт.

В самом начале спектакля, например, появляются двое – он и она. Со свечами в руках они ведут диалог, полный чувств и драматизма. Они любят друг друга, но мужчина почему-то от любви своей отказывается и женщина внимает ему с усталой обречённостью… Через несколько минут, когда начинается основное действие, мы узнаём, что героиню зовут Зиной, ей объясняется в любви пришибленный неудачник Мозгляков (актёр – Влад Ветров). Кто тот мужчина, которого Зина любит? По повести мы знаем: это студент, школьный учитель, от несчастной любви он заболел чахоткой и теперь при смерти… Человек, не читавший «Дядюшкина сна», только пожмёт плечами.

Когда в финале спектакля князь вдруг падает на пол, окружённый хороводом, только посвящённый поймёт, что он умер. Даже если допустить, что мертвецы видят сны, то дальнейшее вызовет ещё более сильное недоумение: появление на сцене всех персонажей и Зиночки в подвенечном платье. Князь поднимается с пола, берёт Зиночку за руку и танцует медленный танец… И всё это – в окружении декораций, более уместных для детского спектакля «Аленький цветочек». Режиссёр-постановщик считает, по-видимому, что загробный мир или предсмертные видения изобилуют длинными лентами, стеклянными, с расписными узорами, свисающими с потолка.

Впрочем, декорации заслуживают отдельного разговора. Висюльки в финале – это, конечно, апофигей изобретательности, но на сцене декорации неизменны. Это семь толстых колонн-свечей, пять из них с куполами (изображают пламя), две – без. Колонны с куполами очень похожи на мусульманские мечети и выглядят странно, если учесть, что всё действие происходит где-то в православной русской глубинке…
И наконец, самое главное: зачем для постановки «Очаровательного сна…» потребовалось выписывать иногороднего режиссёра? Этот «аленький цветочек» по мотивам Достоевского мог поставить кто угодно. С тем же успехом.

12.12.2014

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Какими должны быть отношения между Россией и Украиной?

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов

Отзывов на сайте: 4071
Вчера: 1. Сегодня: 0